Петр Алексеевич Кропоткин – выдающийся российский ученый и анархист, известный своими научными и социальными теориями во всем мире,  пользовавшийся непререкаемым авторитетом среди своих единомышленников, неожиданно для всех выдвинул абсолютно не типичные для анархиста идеи политического федерализма в реформирования послереволюционного Российского государства. Новые идеи П. А. Кропоткина о федерализме отразили глубокие, по сути революционные, изменения в его общественно-политических взглядах от анархо-радикализма к анархо-реформизму.

Идеи федерализма были присущи П. А. Кропоткину на протяжении всего анархического периода его общественно-политических взглядов. Однако, если первоначально это был анархический федерализм, как продолжение анархической традиции федералистских идей П. Ж. Прудона и М. А. Бакунина, то в XX веке у Кропоткина под влиянием его анархо-реформистских взглядов сформировались собственные оригинальные идеи федерализма.

Новые идеи федерализма разрабатывались П. А. Кропоткиным как теоретически, в статьях «К вопросу о федерации», «Федерация», «Федеративный строй Канады», «Федерация — путь к объединению», так и практически – созданием в 1917 г. Лиги Федералистов в Москве. (22, с. 110) Об этом же говорит и довольно значительный список литературы по вопросам федерализма и автономии, сохранившийся в архиве Кропоткина. (1, д. 227)

Мысль о федерализме проходила через все творчество Петра Алексеевича. Хотя его взгляды по этому вопросу претерпели значительную эволюцию, о чем свидетельствуют его работы последнего периода жизни. И наиболее отчетливо новые идеи Кропоткинского федерализма стали проявляться именно в период Февральской революции в России. В этих условиях надежды П. А. Кропоткина были направлены в первую очередь на рабочее движение и федерализм.

Первоначально, еще до Февральской революции в России, развитие рабочего движения обращало на себя первоочередное внимание П. А. Кропоткина. Так после революционных выступлений рабочих в России    в 1905 г., он изложил свои взгляды в статье «Русский рабочий союз»,   (9, с. 181-198) в которой Кропоткин возвращался к идеям Бакунинского Интернационала Рабочих союзов. (12, с. 107) В письме от 24 марта 1901 г. к секретарю Центрального Рабочего союза Чикаго, Петр Алексеевич писал, что важной задачей Союза является образование рабочего класса, с тем, чтобы он мог компетентно управлять производством. (6, л. 1)

Вначале идея союзов и федераций, существовавших вне государства, была очень важна для П. А. Кропоткина. Именно поэтому он в конце жизни наиболее высоко ценил синдикалистское и кооперативное движение. (21, с. 5-6) Но позже Петр Алексеевич увидел в политической федерации демократического государства переходный период становления анархического общественного устройства. Именно в этом главный смысл новых идей федерализма Кропоткина и его поддержка нового Российского государства после Февральской революции, двигавшегося в сторону демократии и республиканского политического устройства.

При этом первое условие подлинной демократизации общества для П. А. Кропоткина – это децентрализация. В  рукописи «К вопросу о федерации», он утверждает: «Демократия – не что иное, как широкоразвитое самоуправление. А самоуправление может сохраниться только тогда, когда соединение мелких единиц в одно более общее целое происходит на федеративных началах». (19)

Вместе с тем, Кропоткин особо подчеркивал важность таких идей, как самоуправление, синдикализм и федерализм, без которых невозможна истинная демократия. Это имело для Петра Алексеевича принципиальное значение, поскольку именно капиталистические страны западной демократии воплощали для него прогрессивное развитие, как государства, так и общества в них.

Петр Алексеевич Кропоткин заявлял в 1917 году, что в настоящее время по всей Европе возникла система муниципального социализма: стали строиться целые города на общественных началах, где преобладающее влияние имели рабочие организации, кооперативы, социалистические партии. Он считал, что именно таким образом, путем постепенной эволюции должно было вестись строительство социализма и в России. (14, с. 120)

В письме с обращением «Милостивая государыня» П. А. Кропоткин утверждал, что «Россия, да и весь образованный мир, кроме Германии, т. е. Англия, Франция, Италия, США вступили с этой войной в полосу глубокой социальной перестройки. Везде вопрос труда и капитала, личного и общественного владения землей, производства и потребления, встал во весь рост в последние 3 года». (4, л. 1)

Поэтому П. А. Кропоткин призвал не к классовой борьбе и даже не к уничтожению государства, как его соратники-анархисты. Он, критикуя большевистскую пропаганду, предпочитая в политике сильному правительству слабое, призывал рабочих и крестьян, дворян и буржуазию, правых и левых к классовому миру, к консолидации всего общества в деле создания новой Российской Федеративной республики. (14, с. 118)

Вернувшись после февральской революции 1917 г. в Россию, П. А. Кропоткин, пропагандируя демократические ценности правового государства, принял участие в Обществе сближения с Англией, для которого писал статьи (1, д. 18, 21) и специальную работу о целях создания этого общества, (1, д. 19) а в 1918 г. под его редакцией вышел «Вестник» Общества. Одна из работ Кропоткина называлась «Правда об Англии». (1, д. 20) И хотя большинство авторов вестника было крайне далеки от социализма, но Петр Алексеевич настойчиво призывал всех своих соотечественников вернуться в Антанту, встать в ряды борющихся демократических государств. (7, с. 3-6)

Позиция П. А. Кропоткина в отношении войны с Германией до победного конца и проповедь классового мира внутри России позволила ему участвовать в работе Всероссийского Государственного совещания, проходившего в Москве 12 августа 1917 г. (20, с. 8) Из стенограммы его выступления видно, что Кропоткин открыто высказался за сохранение в России государства: «Мне кажется, нам, в этом Соборе русской земли, следовало бы уже объявить наше твердое желание, чтобы Россия гласно и открыто признала себя республикой. При этом, граждане, республикой федеративной!… если бы в России, на несчастье, различные народности разбились бы на мелкие государства: кавказское, украинское, финское, литовское и т. д., то это была бы такая катавасия, которую мы видим на Балканском полуострове… Нет, не такая федерация государств нам нужна, а федерация, которую мы видим в Соединенных Штатах, где хотя каждый штат имеет свой парламент и этот парламент заведует внутренними всеми делами, но во всех делах, где требуется согласие нескольких штатов, там они выступают как тесный союз, как действительная федерация». (11, с. 229-232)

В конспекте своей речи, для Государственного совещания 12 августа Кропоткин писал: «Широкое развитие за последние 20 лет муниципального коммунизма в Италии, во Франции и в Англии, и развитие кооперативов в корне изменяют ходячие понятия о капитале и труде среди европейского общества… В силу этого я убедительно приглашаю русское общество самым серьезным образом отнестись к социалистическим настроениям крестьянских и рабочих масс в России. Считать их просто плодом совершившейся революции и поверхностным налетом разнузданности, вызванной большевистской пропагандой, было бы жестокой и опасной ошибкой.

Я обращаюсь поэтому с призывом, прежде всего, к крестьянам и рабочим. Приступить, товарищи, без отлагательства, к серьезному, разработанному обсуждению того, как взяться, с какого конца и в какой форме, за перестройку промышленности и железнодорожного дела на общественных началах. Не взваливайте это на правительство. Какими бы прекрасными целями оно ни было бы воодушевлено – оно одно бессильно. Само русское общество должно взять дело в свои руки. Повсеместно оно должно основать свои комитеты общественной перестройки, не дожидаясь для этого приказа свыше. И я также обращаюсь поэтому к представителям и руководителям теперешней промышленной и торговой жизни в России с такой просьбой – не бойтесь приступить к этому делу с широкими конечными целями. Поймите желания народных масс. Признайте их законность и дайте нам ваши знания жизни, промышленности и торговли». (2, л. 66-69)

После революции преобразованное российское государство должно стать, по мысли Кропоткина, федерацией. Переходной стадией к этому состоянию общества может быть федеративное государство или союз государств – конфедерация. В соответствии с этой концепцией П. А. Кропоткин неоднократно высказывал мысль о необходимости создания в России федеративной республики по типу Соединенных Штатов Америки. (10, с. 67)

Для П. А. Кропоткина федерация – это способ объединения. Федеративная республика, по мнению П. А. Кропоткина, единственное средство удержать в союзе разнообразные народности, входящие в состав русского государства. Поэтому «только такая федерация будет полна творческих сил. И только федерализм приблизительно равнозначащих единиц сможет обеспечить свободное развитие местных сил, отсутствие которых составляет до сих пор отсталость России». (3, л. 52-53)

Петр Алексеевич убежден, что «Россия неизбежно должна будет перейти в федерацию народностей и областей, имеющих каждая свое широкое самоуправление и вместе с тем так же тесно сплоченных между собой, как республики Швейцарии, Штаты Северо-Американской республики или провинции Канады. И тогда при таком федеративном строе народы Украины, Польши, Литвы, Финляндии, Кавказа, Сибири и т. д. смогут выступить на путь пышного расцвета их умственной и хозяйственной жизни». (8, с. 172)

По мнению П. А. Кропоткина, такая форма государственности, как федеративная республика, имеет неоспоримые преимущества перед другими формами государственной власти, т. к. она исключает централизацию, представляя собой «тесный союз… свободных областей и народов». Но главное: 1) она содержит в себе элементы будущего безгосударственного устройства, 2) учит самоуправлению, 3) доказывает, что, как уже упоминалось, «участие рядового гражданина в общих делах» не должно «сводиться лишь к выборам правителей и посещению митингов и собраний», а наоборот, что «все должны иметь возможность действительного участия в общественных делах». 4) Эту возможность дает «местное городское и земское самоуправление, которое должно быть устроено так, чтобы 5) все отдельные самоуправляющиеся единицы, вплоть до самых мелких, были возможно более свободными и пользовались возможно большими правами». (16, с. 53)

И после периода Февральской революции в России П. А. Кропоткин по-прежнему выступал против великодержавного шовинизма, так же как и против централизованного государства, мешающих свободному развитию местного самоуправления: «Теперь растет мысль о необходимости для русского народа безусловно отказаться от стремления к преобладанию над окружающими его народностями. Все яснее становится невозможность управлять из одного Центра ста восьмьюдесятью миллионами людей, расселившимися по чрезвычайно разнообразной территории, гораздо большей, чем вся Европа. Все яснее становится сознание, что истинная творческая сила этих миллионов людей вполне проявится только тогда, когда они почувствуют полную свободу вырабатывать свои бытовые особенности и строить свою жизнь сообразно со своими стремлениями и со своим историческим прошлым». (5, л. 2-3)

И задача революции по П. А. Кропоткину – не разрушение, как считал Бакунин, – а созидание, «построительная работа». Следовательно, не отчаяние угнетенных и обездоленных людей побуждает их к революционным действиям, а надежда на коренные изменения в обществе. И не борьба одного класса с другим за господствующее положение в обществе является двигателем общественного прогресса, а наибольшее объединение. (19)

Но свое участие в общественной жизни П. А. Кропоткин понимал не как участие в правительстве. С ноября 1917 г. он был занят более широкой постановкой вопроса – созданием Российской Федерации. С этой целью Кропоткиным была образована Лига Федералистов, ставящая перед собой задачу разработки, разъяснения и пропаганды идей федерализма и содействие объединению России путем устроения Российской федеративной демократической республики. (17, с. 18-22)

Вот что писал о деятельности П. А. Кропоткина в этом направлении член Временного Совета С. П. Мельгунов: «Мысль многих в это время обращалась на периферию, где, казалось, было более здоровое национальное чувство. Там по областям может создаться крепкое государственное начало. Федерация – путь к объединению и спасению России и ликвидации большевистской авантюры. Для пропаганды этой идеи в Москве по инициативе П. Кропоткина была создана Лига Федерации, председателем которой он был избран,… где собирались люди, в сущности, очень разных политических взглядов, осталось радужное впечатление от того времени. Удивительный старик. С рвением юноши выполнял он свою редакторскую работу. Много задушевных разговоров было у нас в то время. И старый анархист всегда говорил, что он ближе всего себя чувствует к позиции народных социалистов. С нашей точки зрения он был государственник в лучшем смысле слова». (13, с. 7-8)

Однако первоначально большевики противились любым федералистским идеям П. А. Кропоткина. Так, вскоре после разгона большевиками в январе 1918 г. Учредительного собрания, ужесточении государственного террора, проведении политики военного коммунизма и подталкивании страны к гражданской войне, детище Петра Алексеевича – московская Лига Федералистов – стала постепенно распадаться, а затем и вовсе была распущена большевиками, конфисковавшими при этом все материалы Лиги по федерализму. (22, с. 113)

В итоге длительного пути развития идей федерализма в своих общественно-политических взглядах, П. А. Кропоткин, отстаивая по-прежнему анархические принципы построения нового общества (федеративное устройство свободных самоуправляющихся общин), добавил и идеи политического федерализма, и демократические ценности и свободы, присущие демократическому республиканскому государственному устройству. А вопросу федеративного строительства в новой России Петр Алексеевич придавал особенную важность, так как политический федерализм являлся для него основой, на которой должно будет строиться новое анархическое общество. В этом смысле можно говорить даже о государственном федерализме Кропоткина. (18, с. 133-142)

Идеи федерализма П. А. Кропоткина продемонстрировали кардинальные изменения в его анархических взглядах. Он начал всемерно поддерживать Временное Правительство А. Ф. Керенского и созыв Учредительного собрания. И если раньше он видел в эволюции государства процесс отрицания взаимопомощи, разрушения человеческой солидарности, ее общественных учреждений, (15, с. 96) то в период Февральской революции, он окончательно пересмотрел не только свои федералистские взгляды, но и отношение к такому принципиальному для любого анархиста вопросу, как государство. (14, с. 125)

Следовательно, признавать федеративное демократическое государство с государственными институтами власти переходным этапом на пути строительства анархического общества, вносить идеи участия анархистов в политической борьбе за демократические институты власти и общественное самоуправление – это новые идеи П. А. Кропоткина периода Февральской революции, отражающие утверждение анархо-реформизма в его изменившихся общественно-политических взглядах. И особое место в этом ряду, безусловно, принадлежит новым идеям федерализма П. А. Кропоткина.

 

Список использованной литературы:

  1. Архив музея-заповедника «Дмитровский Кремль». Ф. 22/5152. Оп. 1.
  2. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 735.
  3. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 744.
  4. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 765.
  5. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 766.
  6. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 2. Ед. хр. 411.
  7. Кропоткин П. А. О современной Англии // Вестник Общества сближения с Англией. М., 1918.
  8. Кропоткин П. А. Обращение к украинскому народу / Публикация И. В. Петушковой // Труды комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып. 1. М., 1992.
  9. Кропоткин П. А. Русский рабочий союз // Хлеб и Воля. СПб., 1905.
  10. Бубенко О. Н. Федерализм как основа будущего общественного устройства в теории П.А. Кропоткина // Конституционализм и федерализм в России      (XIX-XX вв.). Барнаул, 2004.
  11. Государственное совещание. М.; Л., 1930.
  12. Максимов Г. Кропоткин и синдикализм // П. А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник, посвященный десятой годовщине со дня смерти П.А. Кропоткина. Чикаго, 1931.
  13. Мельгунов С. П. Воспоминания и дневники. Париж, 1964.
  14. Назаров А. А. Уроки реализма: П. А. Кропоткин в годы революции // Труды комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып. 1. М., 1992.
  15. Никульченков Е. И. Проблема эволюции и революции в социально-политической теории П. А. Кропоткина (политико-этический аспект): дис. … канд. полит. наук. СПб, 1993.
  16. Обращение Московской Лиги Федералистов о задачах Лиги // Вопросы философии. 1991. № 11.
  17. Петушкова И. В. «Не рвите вековой связи» // Труды комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып. 2. М., 1992.
  18. Сайтанов С. В. Государственный федерализм П. А. Кропоткина // Федерализм. 1916. № 2.
  19. Свобода, нравственность и самоорганизация. С точки зрения революционера (П. А. Кропоткин). От 19.04.01. URL:http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_18.htm
  20. Тимофеев М. А. Князь-бунтовщик (вступительная статья) // Петр Кропоткин. М., 2004.
  21. Шапиро А. П. А. Кропоткин и анархо-синдикализм. Рабочий путь (орган русских анархо-синдикалистов). Изд. Комитета Защиты Анархо-синдикализма при Международном Товариществе Рабочих. № 2-3. Берлин, апрель-май 1923 г.
  22. Sergey Saytanov Classical and not-classical anarchism of Peter Kropotkin: philosophy, anarcho-reformism, federalism. Collection of selected research papers and conference reports. Saarbrucken, 2017.