Мы все знаем Петра Алексеевича Кропоткина как великого русского анархиста-революционера. Однако его поздние анархические взгляды были весьма противоречивы, сочетая в себе анархизм и реформизм. Каковы же истоки его анархо-реформистских взглядов? И какую роль играла в них реформистская составляющая? Думается, что для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к истокам, а именно к доанархическому реформизму П. А. Кропоткина

Вопрос о присутствии реформистских идей в поздних анархических взглядах Петра Кропоткина возник уже давно. Некоторые отечественные авторы прямо критиковали Петра Кропоткина как «реформиста» [11, c. 29]. Так каких же взглядов в действительности придерживался Кропоткин: анархо-радикальных или анархо-реформистских? В действительности, грань между реформистским и революционным путями не абсолютна и не мертва, а очень подвижна [15, c. 249].

Реформизм – это политическое течение, которое отрицает необходимость классовой борьбы и революции, проповедует сотрудничество классов и надеется с помощью реформ превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия».

Реформизм как социальная философия, в большей степени, присущ интеллигенции. И интеллигент П. А. Кропоткин в своих общественно-политических взглядах очень близко подходит к вышеприведенному определению реформизма как во время своего доанархического, так и анархического периодов творчества. На примере доанархического и анархического реформизма П. А. Кропоткина мы проследим становление у него этих взглядов. В связи с тем, что П. А. Кропоткин в начале XX в. активно защищал парламентские свободы, в советской литературе периода хрущевской «оттепели» существовала точка зрения, что интеллигент Кропоткин был противником всяческого насилия [6, c. 91] и что «великий разрушитель выступал в роли проповедника классового мира» [4, c. 498-499].

Реформизм возник в последней четверти XIX в. Под влиянием успехов рабочего движения и развития буржуазной демократии он постепенно «врастал» в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.). Организационно, реформизм в рабочем движении был представлен – сначала  2-м и 21/2-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923 г., – Социалистическим рабочим интернационалом.

Реформизм отвергает революционные методы воздействия на общественное развитие. Реформа как антитеза революции остается основой реформистского мышления. С точки зрения реформизма, социализм может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-экономических и, особенно, культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых социал-демократическими и даже буржуазными правительствами; социализм может существовать только как «демократия», т. е. как гармоническое единство всех социальных групп, включая капиталистов, – таково кредо реформизма. С точки зрения теоретиков современного реформизма, социализм – не закономерный продукт естественно-исторического развития, а нравственный идеал, в равной мере доступный представителям всех слоев общества. Социалистическое преобразование общества рассматривается, с этой точки зрения, как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных» ценностей социализма [17, c.4].

Эволюция социал-демократических партий в период между мировыми войнами проходила в направлении движения от марксизма к антимарксизму. И в этом процессе немаловажную роль играл и реформизм, официальная доктрина которого, провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951 г.) конгресса Социалистического интернационала определялась как «демократический социализм», что было зафиксировано в новых программах основных европейских социал-демократических партий в 1958-61 гг.

Демократический социализм есть концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность [2]. Такая концепция сближает демократический социализм с Кропоткинским анархо-реформизмом и современным анархизмом, считающимся теперь не ультралевым течением, а, скорее, разновидностью реформизма, что-то вроде либерального народничества и теории «малых дел» [1].

Концепция демократического социализма очень близка общественно-политическим взглядам П. А. Кропоткина последнего периода его жизни, когда их можно определить как анархо-реформизм, то есть политическое направление мысли, соединяющее в себе черты и анархизма, и реформизма, стремящееся к установлению безгосударственного общественного устройства при помощи не только серии революций, но и политики реформ в рамках существующего государства, являющегося переходным этапом на пути к анархизму.

Петр Алексеевич Кропоткин родился 27 ноября (9 декабря) 1842 г. в Москве в богатой аристократической семье отставного генерал-майора.  Он принадлежал к княжескому роду Рюриковичей, к ветви Смоленских князей, сам Петр был младшим ребенком в семье (еще были братья Николай, Александр и сестра Елена). Отец, Алексей Петрович Кропоткин, владел в трех губерниях имениями с более чем тысячью крепостных.

Мать Петра Кропоткина умерла, когда ей было 34 года, а Петру было всего 3,5 года. Мачеха оставшихся сиротами четырех детей была нрава крутого, а отец был представителем старого русского барства и сторонником жестких мер в воспитании. Атмосферу любви дети нашли только среди крепостных дворовых [7, c. 17].

Среднее образование Петр Кропоткин получил в 1-й Московской гимназии. Затем с 1857 по 1862 гг. обучался в Пажеском корпусе, самом привилегированном учебном заведении в России, где как лучший ученик был назначен камер-пажом российского императора Александра II. В 1862 г. Петр Кропоткин по окончании с отличием Пажеского корпуса был произведен в офицеры. Это открывало ему перспективу блестящей карьеры при дворе. Однако Кропоткин отказался и от службы в гвардии, и от карьеры при дворе.

По окончании Пажеского корпуса учителя Петра Кропоткина советовали ему поступать в Петербургский университет. Но Кропоткин отказался и от продолжения образования, так как ему не хотелось брать на это деньги в долг или, не имея средств к обучению, выполнять скучную работу ради денег      [16, c. 123]. Так объяснял свое решение сам Кропоткин, когда был уже одним из признанных лидеров анархического движения и, видимо, стеснялся своего прошлого.

Нам представляется наиболее вероятным, что молодой Кропоткин, будучи, с одной стороны, воспитан на европейской романтической литературе, и, с другой стороны, воодушевленный Великими реформами Александра II по отмене крепостного права в России, испытывал чувство долга перед русским народом и желание приносить пользу этому народу в качестве либерального чиновника-реформатора.

Реформаторские идеи молодого князя Кропоткина воодушевили его отправиться в Сибирь, в недавно присоединенный к России Амурский край – самую многообещающую часть Российской Империи в плане готовившихся тогда масштабных реформ. Петр Кропоткин полагал, что наилучшие условия для осуществления реформ и преобразований возможны лишь в Сибири, где генерал-губернатором с 1847 по 1861 гг. был самый либеральный из высших чиновников России – Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

Там, под командованием генерал-майора Болеслава Казимировича Кукеля, Петр Кропоткин, несколько лет служил на Дальнем Востоке, в Амурском казачьем войске, затем чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В это время он участвовал в комиссиях — по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки, а также над составлением проекта городского самоуправления. Поездки, заседания, изучение литературы для обоснования реформ поглощали все его время, но и дали Кропоткину, видимо, много, с точки зрения практического опыта в реформаторской деятельности.

Деятельный по натуре, П. А. Кропоткин искал практического применения своим знаниям и силам. Однако проекты широких реформ в Сибири так и остались проектами. Реформаторский потенциал «верхов» скоро ослабел, это остро чувствовалось на местах. Бюрократическая система на глазах хоронила планы демократических преобразований; затормозилась, а затем прекратилась вовсе, работа комиссий по подготовке реформ. Поэтому Петр Алексеевич был разочарован реформаторскими возможностями бюрократического аппарата Российской империи и потерял интерес к идее активного реформаторского преобразования посредством государственной службы.

Но молодой и энергичный Петр Кропоткин не отказался полностью от своих реформаторских взглядов, а лишь попытался перенести их на другое поприще.

В 1867 г., после подавления восстания 1866 г. польских политических каторжан, братья Александр и Петр Кропоткины, не участвовавшие в подавлении, но с большим сочувствием относившиеся к восставшим, подали в отставку с военной службы. В том же году они, оставив военную службу, возвратились из Сибири в Москву, а затем Петр Кропоткин с семьей Александра переехал в Санкт-Петербург.

Еще находясь в Сибири, П. А. Кропоткин занялся научными исследованиями в области географии и биологии. В Сибири произошло его становление как путешественника, исследователя природы и натуралиста. Начальник Кропоткина – генерал-майор Болеслав Казимирович Кукель – в 1863 г. стал военным губернатором Забайкалья, наказным атаманом Забайкальского казачьего войска. Кроме того, он был председателем Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, принимал активное участие в общественных комитетах. Под руководством Кукеля Петр Кропоткин начинал свою исследовательскую работу.

П. А. Кропоткин участвовал в ряде экспедиций по неисследованным районам Восточной Сибири, Северной Маньчжурии, Восточных Саян, исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье, где занимался геологическими исследованиями, выполнял поручения командования в Китае [12]. В результате этих экспедиций перед Кропоткиным открылись широкие возможности в области изучения естественных наук, где он за короткий срок приобрел известность.

Полученные П. А. Кропоткиным во время сибирских экспедиций значительные новые данные требовали научного анализа, а выдвинутые им гипотезы – научного доказательства, для чего нужны были академические знания. Поэтому Кропоткин в 1867  г. переезжает в Санкт-Петербург и поступает на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Университета [6, c. 204]. Но затем Кропоткин оставил математику, придя к выводу об ограниченности применения ее методов в естественных науках [10, c. 37]. Одновременно, для поддержания существования, Кропоткин занимался литературным трудом, переводами, писал научные фельетоны.

Весной 1867 г. Петр Кропоткин знакомится с крупным ученым-географом и путешественником П. П. Семеновым (впоследствии Тян-Шанским). Петр Алексеевич был принят на гражданскую службу в статистический комитет Министерства внутренних дел, директором которого был тот же П. П. Семенов. Под его руководством Кропоткин работал и как ученый. И уже в 1868 г. П. А. Кропоткин, являясь членом пяти различных научных комиссий при ИРГО, был избран действительным членом Императорского Русского Географического Общества, заняв должность секретаря Отделения физической географии, председателем которого был опять все тот же П. П. Семенов [16, c. 123].

Петр Алексеевич к тому времени уже давно размышлял над теорией материкового оледенения, но понимал, что доказать ошибочность взглядов авторитетных ученых того времени удастся лишь в том случае, если его концепция будет всесторонне аргументирована. Ради сбора дополнительного материала он отправился летом 1871 г. в Финляндию [5, c. 110].

В 1873 г. П. А. Кропоткин публикует полный отчет Олекминско-Витимской экспедиции, в котором излагает выводы о материковом оледенении Сибири. За этот отчет Петр Алексеевич был удостоен высшей награды Императорского Русского Географического общества – золотой медали, а его схему по орографии Азии впоследствии приняло большинство картографов.

В 1874 г. 31-летний Петр Кропоткин сделал сенсационный доклад в Императорском Русском Географическом обществе о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи. А вскоре ученым была написана работа «Исследования о ледниковом периоде», – теоретическое обобщение десятилетних исследований Сибири и Северной Европы, обосновывающая ледниковую теорию [7].

Эта работа оказала влияние на взгляды нескольких поколений русских геологов и географов [3, c. 225]. И хотя теория материкового оледенения выдвигалась ранее учеными Агассисом и Шарпантье, именно наблюдения и выводы Кропоткина «предопределили ее победу» [11, c. 503]. Кроме того, работа П. А. Кропоткина «Исследования о ледниковом периоде» и работы шведского геолога О. Тореля привели к общему признанию теории четвертичного материкового оледенения и произвели тем самым переворот во всем научном мире [9, c. 88].

Теория ледникового периода принесла П. А. Кропоткину мировую известность. С ним делились своими замыслами выдающиеся русские географы П. П. Семенов-Тян-Шанский, А. П. Федченко, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Он был в гуще самых разных дел. Его научный авторитет рос, отчеты о его докладах на заседаниях Императорского Русского Географического общества публиковал «Правительственный вестник»            [5, c. 121]. А некоторые ученые до сих пор придерживаются пульсационной модели в концепции расширяющейся Земли, предложенной П. А. Кропоткиным [9, c. 166, 354].

Петр Алексеевич Кропоткин внес большой вклад не только в российскую, но и в мировую науку. Его имя быстро стало известным в научных кругах. Авторитет молодого ученого был столь велик, что Императорское Русское Географическое общество предложило Кропоткину пост генерального секретаря. Но, ко всеобщему удивлению, он отказался от него, поскольку не видел возможности скорой реализации в России своих научных предложений [13, c. 260].

Но главная причина, как мы полагаем, заключалась в том, что Петр Алексеевич Кропоткин рассматривал свои научные исследования, прежде всего, как возможность реального облегчения жизни простого народа. Но существующая в науке бюрократическая машина не позволяла направить научные открытия Кропоткина для реформирования экономического положения населения России. И на этом этапе его жизни Кропоткин всецело обратился к идеям радикализма, видя в нем единственно действенное средство для реализации своих преобразовательных планов.

Таким образом, идеи доанархического реформизма Петра Алексеевича Кропоткина являли собой закономерный процесс в становлении его общественно-политических взглядов. Об этом бесспорно свидетельствует становления Кропоткина как самостоятельной и нетривиальной личности в юношеские годы. Это можно наблюдать и по его интересам, и по его поступкам, и по его выбору социальных ориентиров. И хотя реформаторские взгляды позже органично впишутся в его анархическую концепцию, пройдет еще немало времени увлечения Кропоткиным идеями радикального анархизма.

Список использованной литературы:

  1. Анархо-реформизм URL: cabet.livejournal.com/118120.html
  2. Глоссарий.ру: Демократический социализм URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RElsuqwgyo,lxqop!xu.ogrons
  3. Имбри Дж., Имбри К. П. Тайны ледниковых эпох. М., 1988.
  4. История русской экономической мысли. Т. 3. Ч. 1. М., 1966.
  5. Козовский Ю. М. Молодость Кропоткина: Рассказ о годах становления, странствиях и исканиях русского ученого и революционера. Хабаровск, 1983.
  6. Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 1990.
  7. Кропоткин П. А. Исследование о ледниковом периоде // Записки Императорского Русского Географического общества. Т. 7. СПб., 1876. Вып. 1.
  8. Куниский С. Д. Русское общество и Парижская коммуна. М., 1962.
  9. Кэрри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной: История догм в науках о Земле. М., 1991.
  10. Маркин В. А. От географии к анархизму // Труды комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Вып. 1. М., 1992.
  11. Обручев. В. А. Петр Алексеевич Кропоткин // Люди русской науки. Т. 2. М., 1962.
  12. Петр Алексеевич Кропоткин. Kropotkin Peter 1841-1921 [2002] URL: http://oldchita.megalink.ru/persona/kropotkin.htm
  13. Петр и Александр Кропоткины. Переписка. М.-Л., 1932. Т. 2.
  14. Полянский Ф. Я. Социализм и современный анархизм. М., 1979.
  15. Попов Г. Х. О русской истории. М., 2004.
  16. Талеров П. И. Место Анархо-коммунизма П. А. Кропоткина в истории России и российского анархизма второй половины XIX – начала XXвеков: дис. … канд. ист. наук. СПб., 1997.
  17. Якушик. В. М. Социал-реформизм в современном мире. Киев, 1990.